Йога-Сутры Патанджали
Аудио-файл, читает Анита Надо зарегистрироваться и потом авторизоваться, чтобы появилась ссылка на скачивание. Веды, источник индийской мысли, вдохновили великих мудрецов
прошлого представить шесть философских школ, известных как даршаны.
Даршана означает зеркало, которое может отразить чью-либо жизнь в целом.
Каждая из шести даршан рассматривает жизнь с определенной точки зрения:
ее происхождение; ее страдания; средства достижения высшего счастья и достижение
высшего знания. Йога является одной из даршан. Ее автор - Патанджали,
о котором мало что известно. Есть люди, верящие в то, что он являлся инкарнацией
божественного змея Ананты, на котором покоится вселенная. Другие идентифицируют
его с грамматистом Патанджали, жившим во втором столетии до нашей эры.
Патанджали представил свою работу в стиле, именуемом сутра. Сутра определяется
как произведение, содержащее небольшое количество слов, свободное от амбициозности,
содержательное, и утвердительное по форме. Слова сутры, собранные вместе,
не формируют даже полного предложения. Сутра связывает учителя и учение,
но сама по себе она не может объяснить каждое положение. Ее стиль настолько
лаконичен, что ее можно легко выучить на память. И действительно, первым шагом
ученика является зазубривание сутры. Длительное время Учитель заставляет ученика
декламировать сутру в точном соответствии с оригиналом. (Мы должны
помнить, что в то время превалировали устные наставления.) И только после
этого учитель начинает истолковывать ее смысл.
Йога не является оригинальным изобретением Патанджали, да он этого и не утверждает.
Йога - как слово и как идея - упоминается в Ведах, Упанишадах и других
индийских текстах. Существуют различные по смыслу значения этого слова. Патанджали
с присущей ему гениальностью сформулировал понятие йоги, связав ее с умственной
деятельностью.
Определение йоги, данное Патанджали, звучит следующим образом: "Йога
есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это
направление, не отвлекаясь" (Сутра 1.2). До тех пор пока это состояние
не будет реализовано, человек не сможет полностью связать себя с Богом. Уникальное
определение йоги, данное Патанджали, - это только первый его вклад в проблему
мышления. Он анализирует функционирование разума и упоминает бесчисленные
средства, помогающие привести в порядок возмущенное сознание. Наличие стабильного
ума в здоровом деле является целью йоги Патанджали. Он не настаивает на вере
в Бога. Он не ссылается на толкование Бога в Ведах. Его Бог не Хозяин мира,
а Учитель.
Именно из-за такого подхода он поддавался критике со стороны Вьясы,
Шанкары и Рамануи, когда они комментировали его методы стабилизации мышления. Текст: Шри
Кришнамачарья - ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
|